Миннакири Дзёю

Акэти Мицухидэ

Сёгун на тринадцать дней

 

 

В Японии существует поговорка: "Акэти-но тэнка-микка" ("Царствование Акэти - три дня"), аналог нашей поговорки "Халиф на час". Но мало кто знает, что происхождение этой поговорки тесно связано с военной историей Японии и в частности с именами Акэти Мицухидэ, Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси.

 

Акэти Мицухидэ (1526 - 1582) - военачальник XVI века, активный участник войн Сэнгоку Дзидай, один из ближайших сподвижников Ода Нобунага. Участник завоевательных походов в провинцию Оми, осады замка  Сакамото, битвы при Яками,  битвы на горе Хиэй.

 

Сперва Акэти был вассалом Сайто и присоединился к Нобунаге примерно в 1566 г. Акэти был известный поэт и мастер чайной церемонии. В 1569 - 1573 гг. он выполнял особо ответственные поручения Нобунага в качестве посредника между ним и последним сёгуном из династии Асикага - Ёсиака.

 

В 1588 году Нобунага вел военную кампанию против одного из крупнейших японских феодалов того ремени - Мори Тэрумото, владения которого занимали всю западную часть острова Хонсю и составляли десять  провинций, или почти одну шестую часть территории страны.

 

Командовал войсками ближайший сподвижник Нобунага - Тоётоми Хидэёси, который с армией в 20 тысяч воинов прибыл в район боевых действий: в провинцию Биттю. Оценив обстановку, Хидэёси направил Нобунага письмо, подробно обрисовав ситуацию на фронте, сообщил о соотношении сил, сложившемся не в пользу армии Нобунага, и просил прислать подкрепление для нанесения решающего удара в районе города Такамацу, где были сосредоточены главные силы Мори.

 

 Нобунага получил письмо от Хидэёси в тот момент, когда собирался из своего замка в Адзути, бывшего  главной резиденцией и опорной военной базой, отправиться в столицу - Киото. Ознакомившись с письмом,  он приказал Акэти Мицухидэ немедленно собрать войско и выступить в поход на помощь Хидэёси. Сам  Нобунага после посещения столицы также хотел прибыть к месту боевых действий.

 

В Киото Нобунага, как обычно, остановился на ночлег в храме Хоннодзи. Но если при прежних посещениях  столицы его, как правило, сопровождали несколько тысяч самураев, то на этот раз телохранителей было почему-то не более ста.

 

Акэти Мицухидэ тем временем собрал войско в 10 000 чел., подобрал преданных лично ему людей из  командного состава и двинулся в путь - только не на западный фронт, как ему было приказано, а в сторону  столицы. На рассвете 1 июня 1582 года его войска вошли в столицу, окружили храм Хоннодзи и бросились на  штурм.

 

Нобунага отбивается от копьеносца во время штурма Хоннодзи. ТриптихТосихидэ, 1880 г

 

Многократный перевес в силах предопределил исход битвы. Ода Нобунага, чтобы не попасть в плен к  предателю, покончил жизнь самоубийством, сделав сэппуку, как того требовал самурайский обычай.

 

Мицухидэ с войском поспешил в замок Адзути. Разрушив его, он вернулся в Киото, получил аудиенцию у императора и провозгласил себя сёгуном. Узнав об этом, Хидэёси стремительно перебросил свою армию в Киото.

 

Тоётоми Хидэёси во время битвы против войск Акэти Мицухидэ. Триптих Тосихидэ, 1893 г

 

Войска Акэти были разгромлены, а сам он убит. Все эти события совершились в течение тринадцати дней.

 

Крестьянин Сакуэмон выследил и убил Акэти Мицухидэ. Гравюра Ёситоси Тайсо, 1886 г

 

 О мотивах этого, одного из самых известных в истории самураев, предательства есть несколько версий.

 

Одна из них - обида на Нобунагу, который, вопреки уговорам Акэти, атаковал и убил даймё Хитано Хидэхару,  после чего была казнена мать Мицухидэ, находившаяся в заложницах у этого феодала.

 

Другой причиной смертельной обиды могло стать решение Нобунага передать провинцию Тамба и уезд Сига  в провинции Оми, которыми владел Акэти, в собственность своего младшего сына - Нобутаки. Взамен Акэти  были обещаны две новые провинции - Идзумо и Ивами на северо-западе Хонсю, но их ещё надо было  завоевывать.

 

К тому же сохранились упоминания о том, как Ода на одном из пиров своим веером отбивал такт на голове Акэти.

 

Другая версия - настоящий заговор с целью захвата власти, тщательно спланированный, точно и искусно  выполненный. Однако Мицухидэ не смог заранее заручиться поддержкой противников Нобунаги, а Хидэёси  оказался слишком быстр и решителен, а возможно и более хитер – дал согласие на помощь в свержении Нобунаги, а потом его нарушил.

 

Как бы то ни было, на самом деле память об этих событиях и Акэти Мицухидэ сохранилась в Японии в указанной пословице  и в прозвище, которое за ним  закрепилось, - Дзюсан кубо (Сёгун на тринадцать дней).

 

Вернуться в раздел материалов

 

  build_links(); ?>