Миннакири Дзёю, Куросукэ Арисада

 

Фортификационное искусство, тактика и стратегия осады в феодальной Японии

 

 

Японские укрепления

 

Первоначально не игравшие значительной роли в японской военной традиции замки и крепости появляются в конце эпохи Муромати. Укрепления  использовались и раньше, еще в 12-13 вв. В те времена большинство самураев и их сюзерены жили разрознено в своих поместьях, где кроме сторожевой башни ягура да небольшого рва, окружавшего жилище, никаких других оборонительных сооружений они не  строили. Однако на случай затяжной оборонительной войны воздвигались укрепления на труднодоступных  участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противников. Оборонительные сооружения существовали также в немногочисленных городах, крупных храмовых комплексах, монастырях, но их качество не обеспечивало необходимых возможностей для противодействия при вооруженном нападении сильного противника.

Укрепления, использовавшиеся самураями до конца 15 в. представляли собой форты с земляными валами, частоколом и сторожевыми башнями. Главным стратегическим преимуществом таких фортов было расположение на вершине горы, и такой тип замка, ямадзиро, был основным к 1500г. Он был хорош для длительных осад, но не подходил для резиденции правителя из-за плохих коммуникаций.

Японская военная традиция придавала особое значение поединку, единоборству отдельных героев. Оборонительную тактику применяли редко, в основном, тогда, когда на стороне противника был явный перевес (монгольские вторжения конца 13 в.). Тогда японцы были знакомы с осадной тактикой в основном понаслышке; до Кусуноки Масасигэ (первая половина 14 в.) едва ли кто из них всерьез задумывался над проблемами длительной осады. Дело обычно сводилось к вылазкам из крепости и лобовым атакам со стороны осаждающих. Осаждающими делались попытки разрушить укрепления: использовались подкопы, зажигательные стрелы, осадные лестницы, но настоящая осадная техника, вроде средневековых европейских таранов и осадных башен, практически отсутствовала. Нечто подобное появляется только в 16 в. Есть упоминания о камнеметательных машинах в 14 в., но они использовались для обороны рубежей от вражеской пехоты, а не для разрушения стен.

К 16 в. ситуация резко меняется. Император, находящийся со своим двором в столице Киото практически лишен власти. Военное правительство - сёгунат Асикага утратило прежнее могущество и контролирует лишь ближайшие к столице провинции. Япония раздроблена на множество отдельных феодальных княжеств, их владетели - даймё только формально признают центральную власть, думая лишь об усилении собственного влияния на принадлежащих им территориях, заботясь о наращивании собственного могущества и территориальных приобретениях за счет более слабых соседей. Вот уже более ста лет Япония представляет собой огромное поле битвы, в водоворот нескончаемых междоусобиц втянуты сотни тысяч людей. Наступает период Сэнгоку Дзидай. Идет война все против всех. Старые феодальные кланы теряют могущество, новые его добывают с оружием в руках. В это смутное  время все решает военная сила.

 

Наиболее дальновидные из новых даймё прекрасно понимали, что без сильных опорных пунктов в стратегических местах провинций и регионов, надежных тылов невозможно вести длительную и успешную  борьбу со своими ближними и дальними соседями, нередко на два, три фронта одновременно и победить в этой борьбе. Оборонительные сооружения прежних эпох перестали удовлетворять новым жизненным  реалиям. Почему?

 

 Во-первых, потому, что ранее оборонительные укрепления сооружались из дерева. Такое укрепление можно было достаточно быстро построить из материалов находившихся поблизости, с помощью незначительных человеческих и финансовых ресурсов, но и уничтожались такие укрепления при помощи огня весьма быстро.

 

 Во-вторых потому, что в Японии стало стремительно распространяться огнестрельное оружие, существенно меняя тактику наступательных и оборонительных действий.

 

 В-третьих, ранее, оборонительные сооружения, как правило, создавались в труднодоступных местах, где в полной мере использовались природные возможности: холмистая или горная местность, обрывы в сотни метров глубиной, ущелья, острова, естественные водные преграды - озера, реки, болота и т.п. и их задачей, прежде всего, была безопасность небольшого количества людей. Теперь же стояла задача военного контроля обширной территории.

 

   Новые, мощные цитадели стали строиться на равнинах и побережьях, на пересечении сухопутных и морских торговых путей, в стратегически важных районах провинций, как в уже существующих городах, так и в местах, где городов еще не было. В 1576 г. Ода Нобунага построил замок нового типа, Адзути. Он был крупнейшим для своего времени и располагался на невысоком холме посреди плоской равнины. Такой тип замков назывался хираямадзиро. При необходимости в нем можно было выдержать и осаду, но по иронии судьбы Адзути, разграбленный солдатами Акэти Мицухидэ, сгорел сразу после смерти Нобунага. Другой тип замков – «равнинные», или хирадзиро, основал Хидэёси, построив знаменитый замок в Осака. Он поражал современников невиданной роскошью, и одновременно служил серьезной защитой – его дважды осаждала армия Токугава Иэясу в 1615 г., но взять смогла только хитростью.

 

Замок Коси

Вокруг замков поселялись вассалы феодала, со своими чадами и домочадцами, порвавшие с деревней самураи, торговцы, ремесленники, так возникали призамковые поселения, а затем и города. Этот тип феодального города был самым распространенным в средневековой Японии. Всего в 16 веке в Японии с 1500 по 1580 г возникло 184 новых города и к концу века их число достигло 269. Особенно много замков появилось в пристоличных провинциях – так, только на территории Овари насчитывалось 19 замков, отделенных друг от друга расстоянием в 4-5 км. После прихода к власти Хидэёси был установлен лимит – 1 замок в одной провинции, и мелкие «родовые гнезда» были снесены. Однако при Токугава строительство замков снова расцвело, и до наших дней их дошло около 100.

 

Новые замки стали строиться с учетом европейских идей о фортификации. Известно, что в строительстве замка Адзути принимал участие португальский инженер. Территорию замка стали защищать высокими массивными каменными стенами часто в несколько рядов с угловыми башнями, бастионами на наиболее важных и опасных направлениях. Ворота в стенах оборудовались толстыми деревянными, усиленными металлом, дверями с крепкими запорами. Главные ворота, мацугата, делали двойными.

 

   Непременная принадлежность японского средневекового замка - широкие и глубокие искусственные рвы (хори), с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон и служившие дополнительным средством защиты. Системы рвов заполнялись водой, иногда эту функцию непосредственно выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото. От реки к крепости обычно шел скрытый акведук.

 

   Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшей из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов.  Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару на которой возводился дворец-резиденция феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку.  Башня состояла из нескольких постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами. Башня служила символом могущества и величия владельца замка, а также последним опорным пунктом в случае осады замка. Она возвышалась на каменном основании, имела жилые помещения для даймё, его семьи и телохранителей и одновременно являлась хранилищем продовольствия, казны и боеприпасов. Тэнсюкаку окружали от одного до трех колец стен. Дворы между ними назывались соответственно хонмару (первый), ни-но-мару (второй) и сан-но-мару (третий). По углам возвышались сторожевые башни суми-ягура от 1 до 3 этажей каждая. Такие же башни, тамон-ягура, защищали ворота замка (мон), которых обычно было несколько.

 

Замок Карацу

Хотя в среднем японские средневековые замки занимали небольшую площадь, всего метров 500-600 в длину и 200-300 в ширину, но уже в эту пору воздвигались значительные по размерам и огромные по площади замки.

 Общая площадь только внутренних помещений замка, принадлежащего клану Такэда из провинции Каи, составляла почти 20 тыс.м2. Замок Одавара, построенный феодальным даймё Го-Ходзё, располагался на обширной территории, обнесенной крепостными стенами, площадью 170га.

 

Замки периода Сэнгоку Дзидай это целые маленькие города, населенные самураями, оружейниками, мастеровыми и их семьями. Протяженность стен замка Одавара, например, около 5 км (в два раза больше, чем в московском Кремле). Стены Адзути достигали в высоту 22 м. Осакский замок окружал ров шириной в 12 м, из которого поднимались стены 31 м высотой, а на мощном цоколе на высоту в 14 м поднималась пятиэтажная главная башня. Стены, сложенные из двух-трех камней в глубину, достигали прочности монолита и не боялись ни пушек, ни других осадных орудий. Некоторые камни были настолько огромны, что их втаскивали по 2-3 тыс. человек, а один из камней (прозванный «камень-змея») для замка Адзути 3 суток перетаскивали 10 тыс. человек!

 

К числу наиболее знаменитых японских крепостей относятся следующие замки:

 

Nagoya_facade.gif (56210 bytes)

Замок Нагоя. Фасад.

Замок Нагоя в провинции Овари. Первый замок был построен Сиба Ёсимунэ около 1525 г., затем он был разрушен, и восстановлен в 1610 при сёгуне Иэясу, когда он передал провинцию Овари в лен одному из своих сыновей, Ёсинао. В мае 1945 г. замок был полностью уничтожен во время бомбежки. Восстановлен в 1959г.

 

 

Matsumoto-castle.jpg (26008 bytes)

Замок Мацумото

 

Замок Мацумото. Мацумото (Фукаси) был столицей провинции Синано. Замок был построен в 1504 г. Симандатэ Саданага, вассалом клана Огасавара, который владел провинцией. В конце 16 в. его перестроили - тридцатиметровый шестиярусный донжон на семиметровом каменном основании, один из старейших в Японии, завершен около 1595 г.

 

 

 

Замок Адзути. В 1576 г. Ода Нобунага начал строительство своего нового замка Адзути на озере Бива. Если до Адзути замок рассматривался только как чисто военное сооружение, то Адзути переступил пределы военных задач: это был в той же мере дворец, что и замок, который должен был поражать соперников, как внутренним убранством, так и военной мощью. Адзути, спроектированный Нива Нагахидэ, одним из военачальников Нобунага, удивительным образом отразил и характер своего хозяина и дух эпохи. Его размеры были огромны. Строительство замка продолжалось  по 1579 год. Оно стоило так дорого, что на все провинции, находившиеся под властью Нобунаги, была наложена особая контрибуция.

 

 Замок Адзути строился не только как сильная крепость, но и как резиденция военного правителя страны, символ времени и крепнущей центральной власти. Часть материалов и украшений была привезена из дворца низложенных сёгунов Асикага в Киото.  Замок был захвачен и разрушен, от него остались остатки каменных стен и фундаментов, но по детальным описаниям, дошедшим до наших дней можно судить о величественности его строений и роскоши интерьера.

 

Он был возведен на каменном останце, поднимавшемся из озера на высоту почти двухсот метров. Двадцатиметровая каменная стена, окружавшая замок, достигала в длину нескольких тысяч метров, внутреннее пространство было разделено на четыре круглых двора. Центральная башня имела семь этажей, помимо складских помещений и арсенала в ней были устроены роскошные жилые апартаменты и приемные залы. Замок отстоял от столицы на расстоянии 14 ри (около 55 км), которое можно было покрыть за один день. Он был выгодно расположен в стратегическом отношении: через этот пункт пролегала дорога в столицу из областей Хокурику и Токайдо. Использование камня и наличие амбразур в стенах говорят о том внимании, которое Нобунага уделял огнестрельному оружию. Архитектура Адзути являла пример резкого и роскошного стиля военной диктатуры. Начало очередного периода в истории японского искусства, Адзути-Момояма, принято датировать 1576 г.

 

На строительстве замка, его архитектурном оформлении и внутреннем убранстве трудились лучшие мастера, строители, архитекторы и живописцы. Почти четыре года провел здесь известный художник того времени Кано Эйтоку, старательно расписывая стены замка и искусно оформляя его интерьер.  На стенных росписях он старался запечатлеть не только буддийские и конфуцианские сюжеты, но и японские пейзажи, животный мир, жанровые сцены и т.п. Знаменитая фреска, принадлежащая кисти этого живописца, на которой изображена схватка дракона и тигра, символически отобразила дух и атмосферу того смутного времени. Наряду с реальными изображались и мифические животные и птицы вроде птицы Хоо со змеиной шеей, рыбьим хвостом, черепашьей спиной и куриным клювом. Появление такой птицы считалось счастливым предзнаменованием. На створчатых ширмах часто изображался китайский лев.  На одной из створчатых ширм художник нарисовал с натуры замок и город Адзути. Ода Нобунага так высоко оценил эту работу, что впоследствии когда возник вопрос о презенте папе римскому то через христианских миссионеров она была передана в Рим.

 

Разрушен замок был в 1582 году войсками Акэти Мацухидэ, вассала Ода, предавшего его.

 

Замок Осака. Самым крупным был замок в Осака, построенный в 1583-1585 годах Тоётоми Хидэёси.

 

   Тоётоми Хидэёси, военный правитель Японии, считал, что для страны следует иметь один главный замок, но такой, чтобы он олицетворял собой могущество и величие новой власти. Местом для строительства был выбран Осака. Выбор не был случайным. Свою роль сыграло выгодное географическое положение на пересечении сухопутных и водных путей.  Свой замок Хидэёси решил построить на месте знаменитого буддийского храма Исияма (построен последователями движения Икко-икки) и прихрамового города, захваченного и дотла спаленного Ода Нобунага. Немаловажным обстоятельством для Хидэёси было и то, что здесь находилась одна из первых и древнейших столиц Японии - Нанива. Это поселение в устье реки Ёдогава известно с конца 4 века, когда император Одзин построил здесь первый в стране Ямато город, в центре которого возвышался императорский дворец, окруженный валами и рвами.

 

Строительство замка в Осака началось осенью 1583 года. Уже к лету следующего года были выполнены основные фортификационные работы. Еще через год, в 1585 году была воздвигнута главная башня замка. Все строительство замка продолжалось около трех лет. Ежедневно на строительных работах было занято 20-30 000 человек, которых направляли туда со всей страны. Каждая провинция, находящаяся под властью Хидэёси должна была принимать участие в этой гигантской стройке. Вассалы Хидэёси соревновались, желая угодить.  За многими из даймё были закреплены участки стройки и вменялись определенные обязанности по снабжению строительства строительным материалом и рабочей силой.  Впервые использовался в строительстве в таком объеме камень. По существу весь замок был сложен из камня, как и замок Адзути.

 

   Со всех концов страны от даймё, желавших угодить Хидэёси доставляли камни огромных размеров. В основном камень добывался в горах провинций Кавати и Харима, а также на островах Внутреннего Японского моря, а затем водным путем доставляли на стройку. Бывали дни, когда в осакскую бухту заходило до тысячи судов, груженых камнем. В дело шел камень близлежащих буддийских храмов и монастырей, надгробные плиты старых могил.

 Самый крупный камень-великан «тако-иси», т.е. камень-спрут высотой 5,5 метра и шириной 11,7 метра и весом почти 140 тонн был доставлен из провинции Будзэн на северо-востоке острова Кюсю. С острова Сёдо огромный камень весом около 130 тонн отправил на стройку Като Киёмаса, феодал из провинции Хиго.

 

   В качестве скрепляющего каменную кладку материала использовался свинец. Хотя при кладке стен из огромных каменных глыб раствор не имел большого практического значения, ибо камни, хорошо отесанные, держались и сами по себе благодаря своей огромной тяжести, тем не менее, для большей прочности щели между камнями трижды заливали жидким свинцом.

 

  

Донжон замка в Осака

Замок занимал значительную площадь, в самом центре его возвышалась высокая многоярусная башня. Вся территория в два ряда была обнесена крепостными стенами. Опоясывающий замок глубокий ров с водой служил еще одной оборонительной линией. Главная башня сооружалась, очевидно, по образцу замка в Адзути. Однако копия превзошла оригинал. Если судить по описаниям, дошедшим до нас то можно представить это великолепное сооружение - не только сточки зрения его военно-оборонительной мощи, но и по его архитектурному оформлению. Мощное гранитное основание замка в сочетании с выполненной из дорогих пород дерева верхней его частью, двускатные крыши оригинальной формы с причудливой резьбой, венчавшие каждый из семи этажей - ярусов, придавали замку внушительность и строгую красоту.

 

   Верхний ярус башни, огражденный перилами, служил своеобразной смотровой площадкой, сюда любил подниматься Хидэёси, любовавшийся просторами, покоренной ему страны. Главная башня замка использовалась как наблюдательная вышка, как командный пункт и как арсенал. В ней размещались также и жилые помещения. Вблизи главной башни замка находился красивый дворец, по внешнему великолепию и роскоши обстановки не уступавший Золотому павильону, который построил в Киото сёгун Асикага Ёсимицу.

 

 Замок в Осака при всей его грозной внушительности и строгости внешнего вида был вполне приспособлен для житья и приема знатных гостей. Здесь часто устраивались необычайно роскошные пиры и всевозможные увеселения, проводились чайные церемонии. Для этого в замке были предусмотрены специальные залы, способные вместить сотни людей. Развлекались не только в помещениях, специально предназначенных для этих целей, но и на открытом воздухе, в великолепном саду, искусно созданном на территории замка. Одной из примечательных особенностей этого сада были чайные домики.

 

Замок Осака подвергался многочисленным перестройкам, и в нынешнем его состоянии он является лишь тенью былого сооружения.

 

Замок Химэдзи. Среди замковых сооружений 16 века, большинство которых было разрушено и лишь частично восстановлено, выделяется замок в Химэдзи, сохранившейся до наших дней. Основные его постройки были возведены при Хидэёси (1577-1580). Общее строго функциональное конструктивное и планировочное решение этого замка сочетается с яркой декоративностью. Очень эффектны его главная пятиярусная башня и примыкающие к ней три башни меньшего размера. Легкость сооружения в сочетании с белизной оштукатуренных стен принесла ему поэтическое название «Замок белая цапля» (Сирасагидзё).

 

В это же время строились и другие замки, менее помпезные, но столь же эффективные в военном назначении и великолепные по архитектуре и внутреннему убранству -  Фусими (1593-1594), Нидзёдзё в Киото (1600) и др.

 

Замок Фусими

 

После объединения страны и прекращения междоусобных войн оборонительные функции замков отошли на второй план и они превратились в парадные дворцовые резиденции. Замки средневековой Японии - уникальный памятник истории и культуры, сложнейшее произведение военно-инженерной науки, величественное и прекрасное произведение архитектурного искусства. Не похожие ни на какие другие сооружения такого рода, японские замки более чем что-либо другое в японской культуре  конца 16 века отразили характер эпохи, принципиальные изменения, прошедшие в стране.

 

Замок Хиросима

 

Замок Нидзё

 

Замок Маруока

Замок Канадзава

 

Замок Тояма

 

Говоря о фортификационном искусстве самураев нельзя не упомянуть о полевых укреплениях. Отряды лучников, а позже аркебузиров на поле боя часто защищались частоколом. Несмотря на то, что большинство битв происходило на открытых площадках без особых защитных сооружений, японцам была знакома и «окопная война». Во время смуты годов Онин (1467-1477) столица Японии г. Киото была поделена на два лагеря, отделенных друг от друга системой рвов, завалов, баррикад. По одну сторону сидели сторонники клана Ямана, по другую – клана Хосокава.

 

А почти за два века до войны Онин, во время первого монгольского вторжения в 1274 г. самураи также использовали окопы в бухте Хаката. Время между двумя вторжениями сёгунат использовал для организации более укрепленной обороны. Вдоль берега бухты Хаката была воздвигнута каменная стена. В длину она была около двадцати пяти миль и около пяти метров высотой. С внутренней стороны она была наклонной, так, чтобы на нее можно было въехать верхом, а другая сторона, обращенная к морю, - отвесной. Эти укрепления весьма пригодились самураям при отражении второго вторжения монголов 1281 г.

 

 

 

Осады и осадная техника

 

В период Сэнгоку Дзидай осада замка была едва ли не более частым видом сражения, чем бой на открытой местности. Большинство битв разыгрывалось с целью захвата замка противника или снятия осады со своего.

В истории Японии было немало примеров, когда деревянные крепости брались штурмом, невзирая на потери, или когда крепость блокировали со всех сторон и ждали, пока у защитников не кончатся припасы. Подкуп и предательство также играли немаловажную роль. Но настоящая осадная техника стала развиваться только с появлением каменных крепостей.

Подкоп под стену крепости использовался еще в эпоху Нанбокутё (14 в.). Такэда Кацуёри безуспешно пытался сделать подкоп под стены замка Нагасино (1575), где он использовал саперов из Каи - потомственных рудокопов. Один из самых успешных случаев использования подкопа - взятие замка Камэяма в Исэ армией Хидэёси в 1583 г. Подкоп применил Иэясу при осаде замка Одавара (1590), где он использовал тех же саперов из Каи. Образовалась брешь, куда бросились штурмовые отряды Ии Наомаса, «красные дьяволы», но они не смогли прорвать оборону, и крепость сдалась только после длительной блокады.

Во время осады замка Такамацу (1582) в Биттю, который стоял в низине, Хидэёси отвел воды реки Асимори и затопил замок до основания стен.

Большой опыт в области осады и штурма крепостей японцы приобрели во время корейской кампании, где у них не было времени их блокировать. В качестве примера можно привести взятие крепости Чинчжу на юге полуострова. Упорное сопротивление гарнизона, который сбрасывал камни на головы штурмовых отрядов, заставило Като Киёмаса использовать одно нововведение. Собрав несколько сотен сырых шкур и высушив их на огне до твердого состояния, он велел покрыть ими четыре прочных повозки с покатыми крышами. Эти повозки, названные камэ-но-коса, или вагоны-черепахи, были подведены под стены крепости. Пока аркебузиры вели огонь по тем, кто стоял на стенах, солдаты под прикрытием вагонов-черепах стали подкапываться под их основание. Камни выпадали из кладки, и когда образовалась достаточно большая брешь, свежие войска бросились туда и быстро взяли замок штурмом.

К не менее оригинальному, и в то же время простому, способу Като прибегнул при штурме крепости Намвон. Срезав на полях зеленые сочные стебли риса, его люди навязали огромное количество снопов, приготовили штурмовые лестницы и стали ждать ночи. В темноте, в полной тишине, они подошли к той части стены, которая возвышалась на 7 метров и потому плохо охранялась, и стали возводить платформу из снопов. К тому времени, когда их уловка открылась, платформа была уже достаточно высокой, а когда поднялась тревога, аркебузиры начали обстреливать стены, снопы наваливали с бешеной скоростью, пока куча рисовых стеблей не дошла до гребня стены. Сотни самураев ворвались в крепость и перебили весь гарнизон.

Когда блокировалась вражеская крепость, ее обносили частоколом, вдоль которого располагались смотровые вышки. Ямамото Кансукэ, один из генералов Сингэн, построил легкую смотровую башню на колесах, куда наблюдателя поднимали в деревянном ящике, привязанном к перекинутой через блок веревке. Были попытки устанавливать на таких «осадных башнях» крупнокалиберные мушкеты. Самый известный факт использования пушек при осаде - зимняя и летняя кампании под Осака (1615), причем артиллерия была как у осаждавших, так и у защитников замка. Примечательно, что наряду с орудиями в осаде применялись и катапульты. В мирную эпоху Токугава у японцев пропал стимул к развитию артиллерии и осадной техники.

Галерея японских замков

Вернуться в раздел материалов

 

 

 

  build_links(); ?>