Куросукэ Арисада (Александр Куршаков)

(публикуется с разрешения сайта Х-Легио)

 

Доспех  “Тосэй гусоку”

 

В “Период воюющих провинций” (XVI в.) японские пластинчатые доспехи теряют свое значение. Эффективно защищая от стрел, они оказались бессильными против огнестрельного оружия, с которым  японцы  познакомились в 1542 г. Через несколько лет было организовано его массовое производство, а в 1575 г. три тысячи аркебузиров доказали полное превосходство  нового оружия в битве при Нагасино. Пришло время для нового, “современного доспеха” — тосэй-гусоку.

 

         Тосэй-гусоку

В отличие от старых доспехов кодзан-до, состоящих из множества мелких пластинок, соединенных шелковым шнуром, доспехи тосэй-гусоку (или просто гусоку) изготавливались из широких многослойных металлических, реже кожаных,  пластин, прочно скрепленных между собой без каких-либо зазоров, что лучше защищало воина в близком бою, поскольку доспехи кодзан-до не выдерживали ни прямого удара пики, ни  тем более меча. Кроме того, изготовление гусоку отнимало гораздо меньше времени и сил и позволяло в короткие сроки вооружить солидную армию – важное преимущество в период постоянных междоусобиц.

 

Эти факторы обусловили широкое распространение нового доспеха, масса разновидностей которого появилась во второй половине XVI в. Бессильные, как и европейские аналоги, против огнестрельного оружия на близкой дистанции, они выдерживали попадание пули на излете, не говоря уже об ударе копьем.

        

Производство тосэй гусоку шло по двум направлениям — пышные и дорогие изготавливались в единичных экземплярах для высших представителей военной аристократии, менее качественные, но дешевые производились сотнями и тысячами для рядовых пикинеров, лучников, аркебузиров.

        

Основной частью доспеха была кираса до, по внешнему виду которой  классифицируются доспехи гусоку.

 

До

Первым шагом к тосэй-гусоку стал появившийся в середине XV в. доспех тати-до. Характерным его отличием от родственных доспехов харамаки и домару была округлая форма кирасы с выраженной талией. Состоял он из задней и передней половин, соединенных по бокам матерчатыми петлями, а основой служили, как и у других кодзан-до, горизонтальные ряды небольших пластин, переплетенных цветным шелковым шнуром одосигэ, причем сочетание разных цветов на до в зеркальном отражении повторялось на гэссан. После войны годов Онин (1467-1477) появились первые экземпляры доспеха Могами-до (по названию местности, где впервые стали его производить), ставшего прообразом тосэй-гусоку. В нем горизонтальные ряды мелких пластинок хонкодзанэ были заменены изогнутыми цельнометаллическими  пластинами кирицукэдзанэ, плотно переплетенными шнурами, как и в старых доспехах.

Самурай в могами-до, доспехе из сплошных железных пластин с попарным плетением сугакэ-одоси. Обратите внимание на небольшие наплечники тосэй-содэ и парные наручи котэ

 

Производство такого доспеха занимало в 4 раза меньше времени, чем изготовление одного харамаки или домару. Вскоре вместо плотного плетения кэбики-одоси стали применять сугакэ-одоси, при котором пластины соединялись парными перехватами шнура. Это позволило сократить количество отверстий в пластинах, что повысило их прочность. Наконец, в первой половине XVI в. окончательно оформился тип доспеха, ставший одним из самых массовых – окэгава-до.

Самурай в хатомунэ-окэгава-до и накидке дзинбаори с эмблемой в виде солнечного диска. На шлеме датэмоно в виде стилизованного иероглифа "мон" – "ворота".

 

Окэгава-до состоял из горизонтальных пластин, соединенных ковкой, поэтому поверхность кирасы была абсолютно гладкой, без выступающих шнуров. Обычно 5 пластин, идущих вокруг живота, наращивали 3 на груди и 4 на спине. Такая закономерность соблюдалась не всегда, и множество дешевых доспехов для рядовых изготавливалось со старым, опробованным в пластинчатом доспехе, рисунком – 4 пластины на животе, 2 на груди и 3 на спине. Изредка пластины шли не горизонтально, а вертикально.

Доспехи окэгава-до с рисунком пластин 5+3 и 4+2

 

Типичный окэгава-до – кираса из выпуклых нагрудной и наспинной пластин, которые соединялись матерчатыми петлями на левом боку, а застегивались на правом. Такой доспех назывался нимаи-до. Другой тип кирасы  назывался гомаи-до и состоял из передней, задней, левой боковой и двух правых боковых слегка выгнутых пластин, причем  две правые пластины при надевании заходили друг на друга. Все части соединялись шнурами и также застегивались справа на костяную или деревянную пуговицу. Особняком стояла кираса рё-такахимо из 2 или 4 раздельных пластин, при надевании соединявшихся друг с другом пуговицами на тканевых шнурах (такахимо).  Наконец, всегда оставались популярными доспехи харамаки со щелью на спине и  хараатэ, состоявшие из одной нагрудной пластины.

Хараатэ (набрюшник) в стиле могами-до. Характерный доспех для пехотинцев в XV в

 

Промежуточным вариантом между старыми и новыми доспехами был нуинобэ-до. Он состоял из горизонтальных рядов, образованных большими, в пол-ладони, металлическими пластинами иёдзанэ с фигурным вырезом по верхнему краю, которые соединялись парными перехватами шнура.

Доспех нуинобэ-до из широких пластин иёдзанэ, скрепленных парными перехватами шнура одосигэ.

 

Окэгава-до и нуинобэ-до были основным типом доспехов около 1550 г. На их основе возникли другие разновидности, широко распространившиеся во второй половине XVI в. Во-первых, это смешение в одном доспехе различных видов плетения, получившее название дангаи-до  – например, набрюшные пластины в стиле кэбики-одоси, нагрудные и наспинные – в стиле сугакэ-одоси или наоборот. Во-вторых, это сочетание уже скованных между собой цельнометаллических пластин с декоративными  шнурами. Самым распространенным был тип хисинуи-до, где пластины украшали расположенные перпендикулярно или в шахматном порядке Х-образные перехваты матерчатого или кожаного шнура. Были различные варианты этого доспеха, в которых, например, пластины имели волнообразную форму или соединялись металлическими заклепками.

Доспех хисинуи-до.

В отличие от нуинобэ-до, в доспехах хисинуи-до пластины скреплялись х-образными перехватами шнура одосигэ.

 

Развитие окэгава-до шло и в другом направлении, к доспеху из цельнокованых листов железа, на возникновение которого во многом повлияло знакомство с европейским доспехом. Обычная кираса из двух гладких выпуклых пластин называлась хотокэ-до («тело Будды»). Будучи многослойной, она отличалась высокой прочностью и довольно успешно противостояла огнестрельному оружию. Подвидами были нио-до, у которого нагрудник чеканился в виде обнаженного торса, и хатомунэ-до, где передняя пластина была не плоской, а образовывала угол, выступающий вперед.

Доспех хотокэ-до.

Экземпляр дешевого доспеха из тонкого листа железа, производившегося в больших количествах для рядовых с конца XVI в. и служившего своего рода униформой пехотинцев. Часто воинов разных княжеств можно было отличить только по гербу на доспехе да еще по рисунку знамени сасимоно.

 

Доспех нио-до, чеканенный в виде обнаженного торса привратников буддийского рая – воинов нио.

 

Еще одним очень прочным доспехом был Сэндай-до (по месту производства), состоявший из толстых пятислойных пластин, скрепленных по типу гомаи-до. Самые богатые даймё могли позволить себе португальские или испанские доспехи – Намбан-до, сочетавшиеся обычно с местными деталями. Гораздо чаще встречались местные «штамповки» с европейских оригиналов, носившие то же название.  Оригинальным и весьма эклектичным вариантом была кираса катануги-до, стилизованная под облик буддийского монаха – правую половину составляла пластина в стиле нио-до, а левую плотно переплетенные шнурами горизонтальные пластины от тати-до, причем граница проходила не по середине, а от левого плеча к правому боку, имитируя рясу буддийского монаха.

Доспех сэндай-до (или юкиносита-до) изготавливали в конце XVI в. в провинции Муцу на севере о.Хонсю. Он сделан по принципу гомай-до – из пяти пластин: нагрудной, наспинной, левой боковой и двух правых боковых, находящих друг на друга при одевании.

 

Доспехи намбан-до из европейской кирасы, дополненной типичными японскими наплечниками и набедренниками.

 

Обычно до изготавливался из 2-х миллиметровой высоко очищенной стали. Наружная поверхность покрывалась несколькими слоями лака, иногда между сталью и лаком находился слой кожи. Часто при лакировке добивались рельефной поверхности, имитирующей, например, структуру старых доспехов из мелких пластинок санэ. Сочетание различных материалов придавало доспеху дополнительную прочность при сохранении сравнительно небольшого веса (окэгава-до с гэссан весил от 7,7 до 9,5 кг).

 

Будучи основным доспехом в середине XVI в., в конце столетия окэгава-до сдает свои позиции под натиском татами-до. Самый простой из всех описанных доспехов, он состоял из толстой матерчатой основы  с нашитыми на нее прямоугольными или гексагональными пластинами, иногда дополнительно скрепленными звеньями кольчуги, наподобие отечественного калантаря. Дешевизна и простота в изготовлении сделали его самым массовым доспехом  второй половины XVI в. и в какой-то степени униформой асигару – пехотинцев средневековой Японии. В тоже время знатные самураи из аристократических семейств продолжали использовать старые пластинчатые доспехи харамаки, домару и в меньшей степени о-ёрой, подчеркивая этим древность своего рода.

Татами-до.

Еще один вариант массового доспеха для пехотинцев асигару.

 

Асигару в доспехе татами-до и таком же шлеме из прямоугольных пластин. На заспинном знамени сасимоно изображена "ваджра" (яп. конгосё) – символ эзотерического буддизма, указывающая на принадлежность к войску даймё-буддиста.

 

Все описанные доспехи держались на месте за счет достаточно узкой талии кирасы, а также с помощью широких плечевых ремней ватагами из металла, кожи или ткани, которые перекидывались сзади наперед и пристегивались пуговицей на шнуре к нагрудной пластине. Часто под ватагами прикрепляли округлые «крыльца» из кикко – аналога западноевропейской бригандины. Такие же гибкие пластины могли защищать заднюю поверхность шеи и подмышечную область. Характерной особенностью японской бригандины был рисунок в виде шестиугольников с Х-образными перехватами шнура в центре, который и дал ей название (кикко означает «черепаховый панцирь»).

 

К плечевым ремням матерчатыми шнурами пристегивались наплечники содэ. В отличие от старых плоских и широких о-содэ, новые тосэй-содэ были небольшими и изогнутыми, лучше закрывая плечо. Обычно они состояли из 5-6 цельнометаллических выгнутых пластин. К концу XVI в. содэ часто состояли всего из 2-3 пластин, прикрывавших только плечевой сустав. Между собой пластины соединялись шнурами, причем использовались оба типа плетения – реже сплошное кэбики-одоси, чаще попарное сугакэ-одоси. Старые большие о-содэ иногда надевали вдали от поля битвы, при «парадной форме». Иногда вместо наплечников просто использовали крыльца кохирэ из металла или кикко.

Наплечники тосэй-содэ: слева с плетением сугакэ-одоси, справа – кэбики-одоси.

 

Крыльца кохирэ, к концу XV в. часто заменявшие наплечники содэ.

 

Снизу к кирасе посредством матерчатых или кожаных шнуров крепилась «юбочка» из трапециевидных полос гэссан. Как и содэ, каждая гэссан состояла из нескольких горизонтальных слегка выгнутых пластин, подвижно соединенных между собой шнурами. Тип плетения обычно был такой же, как на содэ, но часто не совпадал с плетением на до. Старый рисунок юбки кусадзури (предшественницы гэссан), применявшийся в доспехах домару и харамаки (7 штук по 5 рядов), изменился, и теперь их обычно было 6 или 8 по 4-5 горизонтальных пластин каждая. В самом конце XVI в. встречаются отдельные от кирасы гэссан – в этом случае они привязываются к ней с помощью кожаного пояса.

 

Кроме кирасы до, полный набор доспехов знатного самурая включал шлем кабуто с защитной маской, два непременных меча (дайсё) и когусоку (“мелкие части доспеха гусоку”) - наручи котэ, наголенники сунэатэ и набедренники хайдатэ. Полный комплект доспехов весил от 8,3 до12,5 кг, то есть в среднем в 2-3 раза легче, чем, например, европейский максимилиановский доспех. Воины низшего ранга асигару носили кирасу и шлем, набор остальных элементов широко варьировался.

 

         Кабуто

В отличие от шлемов, использовавшихся в предыдущие века, кабуто XVI в. отличаются большим разнообразием. Типичные японские шлемы с колпаком хати из меридионально расположенных пластин были популярны всегда – к этому времени они изготавливаются в двух вариантах: шлемы из 8, 12 или 16 пластин в огромных количествах для рядовых, шлемы из 64, 72 и даже 120 пластин (последние были весьма непрочными и вряд ли использовались в сражениях) в единичных экземплярах для старших офицеров. Пластины соединялись ковкой (такие шлемы назывались цудзикабуто), клепками (хосикабуто), или тем и другим одновременно.

Шлемы цудзикабуто (пластины колпака шлема соединены ковкой)

 

Шлемы хосикабуто с пластинами, соединенными заклепками

 

Погоня за количеством и дешевизной привела к появлению новых типов шлемов. Самым простым из них был матерчатый колпак, обшитый прямоугольными или гексагональными металлическими пластинами, соединенными звеньями кольчуги, как в татами-до, с которым он и носился.

Другой, очень удобный и распространенный тип шлема состоял из трех пластин (двух выпуклых боковых  и одной продольной, соединяющей боковые в единое целое), к которым спереди крепился козырек. Такие шлемы назывались дзунари-кабуто. По внешнему виду они сильно напоминают современные стальные каски.

Дзунари-кабуто состоял из широкой продольной полосы, прикрепленной к ободу косимаки, и двух выпуклых пластин, заполнявших боковые промежутки.

 

Интересным, хотя и редким, был шлем тётин-кабуто из циркулярных стальных пластин, соединявшихся плетением сугакэ-одоси, в походе складывавшийся по принципу подзорной трубы. Считают, что он появился уже в начале XVII в.

Шлем тётин-кабуто

Широко использовались пехотинцами асигару железные шлемы дзингаса в виде конуса с тупым углом у вершины, очень простые в изготовлении. Кстати, их часто принимают за небольшие щиты, что абсолютно неверно, поскольку ручные щиты в Японии никогда не использовались.

Варианты шлема дзингаса

 

Новым типом шлемов стали кавари-кабуто или нари-кабуто – фигурные или видовые шлемы. Это название связано с совершенно нетипичными для традиционных кабуто формами. Фигурные шлемы имитируют головы животных или мифологических существ, растения, цветы, насекомых, раковины, даже морские волны и очень часто - головные уборы эбоси. Изготавливались они только в эксклюзивных вариантах для удельных князей даймё и их приближенных. Рядовые использовали только два типа каварикабуто: «шлем-персик» момонари-кабуто и «шлем-желудь» сиинари-кабуто.

Кавари-кабуто.

Слева в форме головного убора эбоси, в середине – носившийся, вероятно, в комплекте с разноцветным доспехом в стиле иро-иро-одоси, справа – в форме раковины хорагаи, служившей вместо горна.

 

Единственным иностранным шлемом был кабассет (Намбан-кабуто), который использовался в ограниченных количествах знатными феодалами и только в сочетании с Намбан-до. Как и в ситуации с доспехами, чаще европейских оригиналов встречались шлемы местного производства, стилизованные под иностранные.

 

Большинство шлемов несли на передней поверхности изображения солнца и/или луны, цветов и растений, животных и насекомых, мифологических существ или герба сюзерена. Изготовленные обычно из металла, эти изображения назывались датэмоно и позволяли легко отличать своих от чужих.

 

Сзади к хати крепился назатыльник сикоро, обычно состоящий из 3-5 изогнутых стальных пластин, подвижно соединенных друг с другом  матерчатыми шнурами. Знатные самураи часто использовали старые образцы  сикоро из множества мелких пластинок санэ, соединенных шелковым шнуром. К XVI в. фукигаэси (на старых шлемах - передняя часть сикоро, отогнутая вбок и кзади) редуцировались до маленьких округлых «ушек», располагавшихся по сторонам от козырька мабидзаси.  У простых воинов назатыльник часто выполнялся из куска плотной ткани с нашитыми на него металлическими пластинами, а к дзингаса обычно сзади крепился только прямоугольный навес из толстой белой или цветной материи.

 

Шлемы знатных воинов дополняла защитная маска сомэн, чеканенная в виде разгневанного лица, которую носили редко. Гораздо чаще использовали мэнпо - полумаску, закрывавшую щеки, подбородок и иногда нос.  Шею закрывал горжет нодова из 3-5 полукруглых стальных полос или стоячий воротник эрива из похожих полос. На месте шлем удерживал толстый цветной шнур, завязанный особым образом. В разных кланах использовали свои способы завязывания подбородочного шнура (как и сандалий).

Шлем с полумаской мэмпо.

         Когусоку

Наручи обычно состояли из толстой тканевой основы, закрывавшей руку от плечевого сустава до средних фаланг пальцев. Оформление верхней и нижней половин котэ могло быть различным, но классифицируются они по внешнему виду нижней части. Чаще всего предплечье защищали несколько, от 3 до 12, узких стальных пластин сино, отдельными звеньями кольчуги скрепленных с тканевой основой и между собой. Плоские или слегка выпуклые пластины разделялись промежутками такой же ширины. Такой тип защиты назывался синоготэ. Если пластины были более широкими и соединялись друг с другом Х-образными перехватами шнура без всяких промежутков, наручи назывались цуцуготэ.

Наручи синоготэ

 

Верхняя часть котэ с наружной стороны обычно была закрыта кольчугой. Японская кольчуга фусагусари имела характерный «дырчатый» вид, поскольку кольца в ней не были плоскими и соединялись под прямым углом, оставляя довольно широкие просветы.

На кольчугу часто крепились квадратные или прямоугольные стальные пластинки, призванные усилить защитные свойства. Котэ также мог целиком состоять из кольчуги, по поверхности которой были разбросаны небольшие металлические пластинки икада, и тогда назывался Кагаготэ. Иногда на предплечье и над локтем помещали более крупные выпуклые пластины грушевидной формы, полые внутри. Они обычно содержали набор лекарств или письменные принадлежности. Такой тип наручей назывался Одаготэ и был весьма популярен, особенно у знатных самураев. При надевании котэ зашнуровывались по внутренней поверхности руки и тонкими шнурками связывались друг с другом на груди и на спине. Иногда котэ пристегивались прямо к краю кирасы посредством уже знакомых нам шнуров такахимо. В отличие от предыдущих столетий, когда часто носили только левый котэ, в XVI в. в подавляющем большинстве случаев надевали оба.

Самым редким вариантом наручей был ханготэ – заимствованный, вероятно, у европейцев, он состоял из нескольких выгнутых металлических пластин, защищавших только предплечье.

Кисть закрывали несколько пластинок, вместе называвшихся тэкко. Обычно их было три – по одной над запястьем и первыми фалангами пальцев  и еще одна над большим пальцем. Как и остальные части наручей, они накладывались на тканевую основу и соединялись между собой кольчугой. На месте тэкко удерживался двумя петлями, в которые продевали большой и средний пальцы рук.

 

Наголенники сунэатэ выглядели и назывались так же, как нижняя часть котэ. С внутренней, менее уязвимой, стороны ноги пластины нашивали только в верхней части голени, нижнюю же защищали толстой кожей. Верх сунэатэ, закрывавший колено, сначала делали из подвижной бригандины, а к концу XVI в.  перестали использовать вовсе. На месте наголенники удерживались двумя матерчатыми лентами, завязанными под коленом и над лодыжками.

Наголенники сунэатэ, состоящие из пластин сино. Наколенник выполнен из кикко – японского аналога европейской бригандины.

 

Набедренники хайдатэ появились на рубеже XIII-XIV вв. и в эпоху Муромати (1392-1573 гг.) использовались повсеместно. Выглядели они как раздвоенный передник, завязанный на поясе и под каждым коленом. С обеих сторон на тканевую или кожаную основу нашивали металлические пластинки   различной формы и/или кольчугу. К концу XVI в. хайдатэ часто состояли только из металлических пластин, плотно прилегающих друг к другу и скрепленных шнурами (кавара-хайдатэ). Чтобы тяжелые набедренники  не сползали вперед, петлей из тонкого шнура их цепляли к внутренней поверхности до или захлестывали ее прямо за шею.

Варианты набедренников хайдатэ.

 

Окраска

Почти все металлические детали покрывались лаком. Это было необходимо, чтобы сохранить сталь от коррозии во влажном климате Японии. Обычно наносилось несколько слоев лака, после полировки образующего зеркально гладкую поверхность. Самым распространенным цветом был черный, из других употребляли красный и все оттенки коричневого. Остальные цвета практически не использовались. Изредка поверхность металла подвергалась золочению (это более характерно для когусоку, хотя известны и целиком позолоченные доспехи). Не всегда все части доспеха были одного цвета – например, черная кираса могла сочетаться с красными или позолоченными содэ и гэссан.

 

Гладкая поверхность доспехов гусоку служила превосходной основой для нанесения различных изображений. Чаще всего на груди помещали герб сюзерена (мон). У знатных самураев поверхность могли украшать изображения цветов, животных, буддийских символов и т.д. В основном рисунки были одноцветные – красные или позолоченные на темном фоне доспеха.

 

        

Переплетавшие стальные пластины шнуры добавляли доспехам яркости. Попарное плетение сугакэ-одоси было всегда одноцветным. Самым распространенным цветом был темно-синий, несколько реже использовались другие оттенки синего. Частыми были черные, красные, белые, пурпурные, оранжевые и зеленые шнуры. Плотное плетение кэбики-одоси могло быть как одноцветным, так и многоцветным. Разноцветное плетение повторяло узоры на старых пластинчатых доспехах. Чаще всего использовали плетение иро-иро-одоси, где каждый ряд имел свою окраску, и вариант, в котором шнуры были окрашены в разные оттенки одного цвета, обычно вверху светлые, внизу темные (сусого-одоси) или наоборот (ниои-одоси).

 

Одежда

К XVI в. оформился мужской бытовой костюм, просуществовавший без больших изменений до конца XIX в. Он состоял из двух, нижней и верхней, курток косодэ с рукавами, доходящими до середины предплечья и косым запахом слева направо, заправленных в широкие складчатые штаны хакама, подпоясанные поясом оби. Сверху одевали безрукавку хаори с характерными  крыловидными плечами. Самураи высокого ранга носили полуофициальный костюм суо в виде длинного халата с открытым воротом и широкими рукавами, которые в случае необходимости подвязывались шнурками, пропущенными по краю. Под доспех одевали довольно длинную куртку ситаги с воротом, часто застегнутым на пуговицу, и укороченные хакама, заправленные в гетры кайхан из такого же материала или просто подвязанные шнурками под коленом и над лодыжкой.

Поверх ситаги знатные воины носили короткий жилет мандзюва из толстой ткани или кожи, усиленной кольчужной подкладкой. У рядовых одежда была из хлопка темных оттенков (синего, коричневого, зеленого, пурпурного, красного), часто украшенного мелким светлым цветочным или геометрическим узором.

 

Даймё и их приближенные носили одежду из дорогого шелка или парчи со сложным, изысканным узором. На ноги одевали соломенные сандалии варадзи или кожаные сэтта. Носки таби с отдельным большим пальцем надевали только представители военной аристократии. В непогоду использовали широкие соломенные шляпы амигаса и накидки мино, сплетенные из рисовой соломы, осоки или мисканта. На доспех знатные самураи  надевали безрукавку дзинбаори, обычно с фамильным гербом на спине.

 

Экипировка

Громоздкие обозы, характерные для европейских армий того же времени, в Японии не употреблялись вовсе, в основном из-за особенностей рельефа – 75% страны покрывают горы. В походе все свое имущество воин нес сам, и только самые громоздкие предметы (пушки, осадные орудия) везли лошади. Снаряжение любого воина прежде всего составлял рисовый паек. Сваренный и высушенный  рис упаковывали в узкую матерчатую «трубу» и перевязывали ее так, что получалась цепочка шариков, каждый из которых содержал суточный рацион. Полученный мешок, называвшийся хэйрё-букуро, закидывали на шею, затем концы пропускали подмышками и завязывали на спине. Другую сумку, утикоси-букуро, пехотинец нес на поясе. В ней были плошки для еды и питья вместе с палочками, смена белья, запасные сандалии, предметы для ухода за оружием, шнуры или проволока для починки доспеха в полевых условиях и т.п. Для питья служила фляга такэдзуцу, которую изготавливали из выдолбленной тыквы-горлянки или секции гигантского бамбука и подвешивали к поясу. За плечами несли плетеные соломенные маты, на которых сидели или спали в лагере и на привале (палатки использовались только старшими офицерами). Все оружие защищали кожаными или матерчатыми чехлами от воздействия сырости.

        

Кроме того, каждый воин должен был нести предметы, положенные по его специальности. Аркебузир кроме ружья обязательно имел кожаную пороховницу, моток фитиля, кремень и огниво, запас пороха и пуль и часто 20-30 заранее заготовленных унитарных патронов в небольшой сумке ханагами-букуро, крепившейся к нагрудной пластине доспеха. Лучник помимо лука и колчана нес приличный запас стрел. Копьеносцы же могли нести и запас пороха и пуль для стрелков, и колчаны со стрелами для лучников, и все остальное имущество – сигнальные барабаны, боевые штандарты, кухонные котлы и т.д.

        

Интересной деталью, малоизвестной в других регионах, было индивидуальное заспинное знамя сасимоно, которое также в первую очередь несли копьеносцы. Такой знак различия был необходим, поскольку одеть своих воинов в единообразные доспехи могли только самые богатые даймё. Основой сасимоно служило легкое бамбуковое древко около 1,5 м длиной, к которому сверху крепилась перекладина. На полученную раму натягивали прямоугольное или квадратное полотнище из белой или цветной материи. Знамя чаще всего несло герб господина мон (изображение растений или цветов, обычно стилизованное до степени орнамента) и/или несколько поперечных или наклонных полос, обозначавших принадлежность к разным отрядам. Для крепления сасимоно практически на всех доспехах нижняя наспинная пластина до имела кожаный кармашек, а верхняя была оборудована стальной дугой, удерживавшей древко.

        

Аксессуары

Самым распространенным аксессуаром был веер, но даже обычный веер оги из бумаги и дерева несли приближенные вассалы господина, хатамото, а не бывшие крестьяне асигару. Военачальники  пользовались веером для управления войсками – сначала обычным, затем все чаще складным из стальных пластин (тиссэн), а в конце концов одной железной пластиной на древке, которая называлась гумбай-утива.

 

Другой разновидностью «маршальского жезла» был сайхай – лакированная деревянная рукоятка с пучком бумажных или матерчатых лент на конце. Воины-христиане, которых много было в юго-западных провинциях, открыто носили нательные кресты и четки. Самураи-буддисты тоже носили четки, причем их предводители – такие большие, что их приходилось перекидывать через плечо, как перевязь. Конные воины имели тонкий бамбуковый хлыстик с цветной кистью на конце. Кроме того могли использоваться трубка для курения оригинальной формы, кисет с табаком, плоская коробочка для лекарств и парфюмерии, мешочек хииути-букуро для кремня и огнива. Все эти вещи либо хранились в сумке, либо подвешивались к поясу с помощью противовесов нэцкэ.

 

* * *

 

В мирный период Эдо (1603-1868 г.) дальнейшее развитие доспехов прекращается. Основные усилия мастера-оружейники тратят на пышное оформление кирас и шлемов, которым уже не суждено пройти испытание на поле битвы. К XIX в. металл все чаще заменяется кожей, что делает роскошные о-ёрой, домару и гусоку, сочетающиеся с необычными шлемами, пригодными, пожалуй, только для парадного въезда в город. После революции Мэйдзи (1868 г.) на много десятилетий производство доспехов прекращается вовсе, и только в последние полвека возрождается вновь благодаря сотням энтузиастов как в Японии, так и за ее пределами.

 

         Литература

Винклер П., фон. Оружие. М., 1992.

Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981.

Уинстон Л. Кинг. Дзэн и путь меча (опыт постижения психологии самураев). СПб., 1999.

Успенский М.В. Самураи Восточной столицы. Калининград, 1997.

Юдзан Дайдодзи. Будосёсинсю (в сб. «Книга самурая», СПб., 1999).

Японское искусство 7-19 вв. (Послание древней столицы Нара). Префектура Нара, 1991.

Antony J. Bryant, Angus McBride. The Samurai  (Elite series). Osprey, 1989.

Antony J. Bryant, Angus McBride. Samurai  1550-1600 (Warrior  series). Osprey, 1994.

Armes et armures du Japon ancien. Musée Cernuschi, Paris, 1979.

I.Bottomly, A.P.Hopson. Arms and armor of the samurai. NY, 1988.

Kanzan Satô. The Japanese sword (Japanese arts library; 12). 1983.

За помощь в подготовке статьи автор благодарит сотрудника Государственного Эрмитажа Никитина Д.А.

 

Примечание сайта клана Миннакири:

кроме имевшихся в  статье с сайта Х-Легио иллюстраций

в материал добавлены фотографии доспехов из японских музеев.

 

Вернуться в раздел материалов

 

 

  build_links(); ?>