Миннакири Дзёю, Куросукэ Арисада

Кавари-кабуто

Японский кабуто сам по себе уже является довольно оригинальным и необычным шлемом с точки зрения европейца. Однако и среди всего разнообразия японских шлемов явно выделяется невероятно  красивый, сложный, уникальный, гротескный тип  - кавари-кабуто. Кавари-кабуто переводится как «фигурный» или «необычный» шлем.

Кавари-кабуто, принадлежавший Хонда Кураносукэ

 

Кавари-кабуто из замка Гифу

Кавари-кабуто из коллекции Национального Музея Истории Японии

 

В отличие от Европы, где идентификационным символом рыцаря служил его геральдический щит и налатная накидка, в Японии времен Сэнгоку Дзидай воины разных кланов часто носили однотипные доспехи и похожие идентификационные значки.  Поэтому зрительная узнаваемость воинов высшего ранга (даймё и их генералов) достигалось в основном путем использования шлемов необычных форм.

До возникновения кавари-кабуто основным типом украшения шлема были различные виды мотыгообразных отростков кувагата и нашлемных фигур датэ. Что же обусловило появление именно кавари-кабуто как особого типа шлема в 16 веке?

До середины 16 века основным видом хати (тульи шлема) было соединение нескольких клинообразных пластин – лепестков. Несмотря на то, что такой тип был довольно функциональным, вскоре появляется новый, более простой и прочный тип тульи – дзунари-бати. Дзунари состоял из стального обруча и двух полусфер, соединенных одной центральной пластиной ото лба до затылка. Сразу после появления, из-за его высоких защитных качеств и простоты в изготовлении этот тип был принят как военачальниками, так и их подчиненными. Появление дзунари-бати проложило дорогу для кавари-кабуто.

До этого шлема даймё различались лишь формами и размерами традиционных элементов:  длиной и размахом кувагата, шириной сикоро, видом и цветом шнуровки, количеством лепестков тульи.  С появлением дзунари-бати появилось возможность моделировать на ее основе различные нашлемные украшения. Используя дзунари-бати как площадку для реализации творческих замыслов, даймё при помощи оружейников и художников создавали феерическое разнообразие нашлемных фигур не снижая при этом боевой надежности шлема – ведь под всеми декорациями оставался крепкий дзунари.

 

 

Нашлемные украшения делятся на маэдатэ (фронтальные фигуры), вакидатэ (боковые фигуры, например рога), касирадатэ (верхние, «макушечные» фигуры, например плюмаж) и усиродатэ (задние фигуры, например волосы, а также твердые декоративные элементы). Нашлемные фигуры имитируют головы животных или мифологических существ, растения, цветы, насекомых, раковины, даже морские волны и очень часто – бытовые головные уборы эбоси. Материалами для украшений служили железо, дерево, бамбук, формованная лакированная кожа или папье-маше (харикакэ).

 

Кавари-кабуто в виде головного убора эбоси

 

Кавари- кабуто в виде огурца

Кавари-кабуто в виде эбоси, повернутой вбок

 

Кавари-кабуто в виде раковины

 

Кавари-кабуто в виде раковины и волн

Другие виды фигурных шлемов

 

Почти все кавари-кабуто – эксклюзивные образцы и изготавливались в единичном экземпляре для высших командных чинов удельных армий. Однако и рядовые использовали два вида шлемов, которые можно отнести к кавари-кабуто. Это  «шлем-персик» момонари-кабуто и «шлем-желудь» сиинари-кабуто.

Момонари-кабуто

 

Сиинари-кабуто

 

Кавари-кабуто известных полководцев.

Ii Naomasa (1561-1602), at Sekigahara (1600), bust by Agustín J. Rodríguez

Ии Наомаса. Бюст работы Августа Родригиса

 

Ии Наомаса (1561-1602), командир «красных дьяволов», один из си-тэнно Токугава Иэясу. Его красный лакированный шлем имел огромные вакидатэ из дерева, покрытого золотом и пышные «волосы» на макушке из шерсти яка.

 

Маэда Тосииэ (1538-1599), даймё провинции Кага. Его кавари-кабуто был украшен т.н. «хвостом зубатки» - одним из самых экстравагантных и высоких типов нашлемных украшений. «Хвост» был сделан из кожи, покрытой золотом. Затыльник сикоро скрыт  белым волосом яка.

Maeda Toshiie (1538?-1599), bust by Agustín J. Rodríguez

Маэда Тосииэ. Бюст работы Августа Родригиса

 

 

Уэсуги Кэнсин (1530 - 1578), даймё провинции Этиго.

Его кавари-кабуто был украшен изображением заячьих ушей

 

Като Ёсиаки (1563-1631)

Его шлем, вероятно, представляет собой гору Ити-но-Тани, с которой совершил рискованный спуск один из легендарных самураев Минамото но Ёсицунэ.

 

 

 

Курода Нагамаса (1568-1623), самурай-христианин, один из генералов Тоётоми Хидэёси, ветеран Корейской войны.

Нагамаса имел несколько фигурных шлемов. Правый шлем представляет собой  другой вариант изображения  горы Ити-но-Тани.

 

 

 

Таблица фотографий кавари-кабуто эпохи Эдо из коллекции музея  Стибберта.

Вернуться в раздел материалов

 

  build_links(); ?>